MENU

Кафедра гуманитарных наук.



Руководитель кафедры
Алексеева Марина Ивановна

Учителя:

Синицына Елена Леонидовна
Горяйнова Светлана Николаевна
 

Педагогический состав социально-гуманитарной кафедры МБОУ «Многопрофильная гимназия 12 г.Читы» на 2014-2015 уч.год:

Алексеева Марина Ивановна
Бердашевская Марина Григорьевна
Волченко Наталья Николаевна
Горяйнова Светлана Николаевна
Груздева Наталья Тимофеевна
Довгаль Галина Петровна
Ковалева Наталья Анатольевна
Молодоженова  Виктория Николаевна
Нашинова Аюна Норполовна
Овчинникова Ирина Олеговна
Синицына Елена Леонидовна
Щегорская Елена Анатольевна

 

Кафедра гуманитарных наук объединяет учителей русского языка и литературы (9), истории и обществознания (4)

Профессиональный уровень всех педагогов достаточно высокий. Высшую квалификационную категорию имеют 7 человек , первую – 3, не имеют категории – 3 человека. Также может кафедра похвастаться наличием почетных званий: «Почетный работник образования» -Довгаль Г.П., Бердашевская М.Г.; « Отличник народного просвещения»- Молодоженова В.Н.; «Заслуженный работник образования Читинской области»- Молодоженова В.Н., Довгаль Г.П., Синицына Е.Н.


Анализ работы методического объединения  учителей гуманитарного цикла за 2013-2014 уч.год

 

 На  2013-2014 уч.году в состав кафедры входят 13 педагогов, из которых 4 являются учителями истории и обществознания.

1.            Цели, задачи, основные направления работы МО :

 -Разработать и апробировать на уроках гуманитарного цикла формы и приёмы развития

универсальных учебных действий

- Создать условия для свободного и полного самовыражения каждого педагога , для

удовлетворения его потребностей в саморазвитии, самообразования и

самосовершенствования.

 -Внедрить в практику работы учителей гуманитарного цикла современные

образовательные технологии, направленные на развитие самостоятельности, творчества и

активности учащихся.

-Создать банк информационных ресурсов по литературе ,русскому языку и истории.

-Создать условия для развития учебно-исследовательской культуры учащихся на основе

включения их в проектную и исследовательскую деятельность.

Все поставленные задачи способствовали достижению цели: «Создание условий для полного и свободного самовыражения каждого педагога, для удовлетворения его потребностей в саморазвитии и самообразовании и самосовершенствовании»

2. Характеристика деятельности МО по направлениям:

2.1 Работа с педагогическими кадрами (состав, категориальность, сроки прохождения  аттестации).

В течение года педагоги кафедры посещали курсы как годовые, так и краткосрочные: по внедрению ФГОС (Алексеева М.И), изучению критериев оценивания ЕГЭ и ГИА (Алексеева М.И., Горяйнова С.Н., Бердашевская М.Г., Груздева Н.Т., Молодоженова В.Н., Синицына Е.Л.) , Щегорская Е.А. –семинар Егораевой Г.Т. «Технология работы с текстом при подготовке к ГИА и ЕГЭ». Также за этот период повысили категорию Горяйнова С.Н., Алексеева М.И. до высшей, Щегорская Е.А.подтвердила соответствие первой квалификационной категории.

2.1.1 Участие педагогов работе и/или руководстве деятельностью методических объединений, советов, профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществ педагогов.

 В целом немного учителей кафедры активны в плане распространения опыта с помощью выступлений и публикаций. Разработками уроков и методическими материалами делятся на сайтах (чаще «Инфоурок» и «Педсовет.су») Горяйнова С.Н., Бердашевская М.Г., Алексеева М.И., Синицына Е.Л, Нашинова А.Н. Но при этом недостаточно активны наши учителя в расширении границ познания в сетевом сообществе, не интересуются, как работают коллеги из других регионов не только учреждений среднего образования, но и высшей школы., как рассматриваются в других учебных учреждениях общие вопросы .В основном участие учителей МО сводится в изъятии информации для использования на уроках.

2.1.2 Участие в деятельности экспертных комиссий, жюри разных уровней

В основном учителя нашего МО являются организаторами ГИА, ЕГЭ. Постоянный эксперт ЕГЭ  по русскому языку –Бердашевская М.Г,  в состав  экспертной комиссии по проверке ГИА входят Горяйнова С.Н., Алексеева Н.Т., Груздева Н.Т., Синицына Е.Л., Молодоженова В.Н. Также привлекаются к участию по проверке и участию в жюри при НПК Ковалева Н.А., Нашинова А.Н.

 

2.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

В своей работе учителя русского языка и литературы используют УМК:

(по русскому языку) М.М. Разумовской, В.В.Бабайцевой, Г.Граник, В.Хлебинской, которые вошли в федеральный перечень, прошли экспертизу и рекомендованы Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе;

По литературе –УМК Г.С.Меркина, Сухих И.Н.,  Ю.В.Лебедева.

По истории УМК издательства «Дрофа». По всеобщей истории - авторы В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин; по истории России – автор Ляшенко Л.М.; по обществознанию – Л.Н.Боголюбов («Просвещение»). Используемые УМК выбраны не случайно, поскольку отвечают требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения. Главной целью образования на сегодняшний день является развитие компетентности учащихся, и программы М.М. Разумовской и Г.С. Меркина в целом направлены на решение поставленных задач. В основе программы Г.Г.Граник лежит развивающее обучение, и основной вид деятельности на уроке - проблемно-поисковый. В программе Г.С. Меркина акцент делается на развитие информационно-коммуникативной компетентности, что педагоги считают очень важным.  На основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программ разработчиков УМК  в соответствии с возможностями учащихся были разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе, историческим дисциплинам.

Учителя МО гуманитарного цикла обоснованно с учётом целей и задач обучения и воспитания, используемых программ выбирают конкретные современные образовательные технологии. В частности, педагоги, работающие по ФГОС (Овчинникова И.О.,Волченко Н.Н., Алексеева М.И., Горяйнова С.Н., Щегорская Е.А., Ласкина С.А.) демонстрировали на открытых уроках использование проблемных технологий (Овчинникова И.О-«Сотрясатель Вселенной»  Чингисхан и его империя»  урок истории в 6 кл.), на уроках рус.яз в 5-6 классах , как отмечают и методисты и слушатели краевых и городских курсов, посетившие уроки, прослеживается системно-деятельный подход.

2.3 Анализ проведённых заседаний МО

В этом учебном году на заседаниях кафедры решалась главная проблема МО: Каким должен быть современный урок в условиях перехода на стандарты второго поколения. Кроме этого вопроса рассматривалось содержание портфолио, особое внимание уделили требованиям к ведению тетрадей по всем предметамНа одном из заседаний был подробно разработан план предметной недели, цели и мероприятия.

 Отмечу, что проведение тематических недель является хорошим средством привлечения внимания и мотивации к изучению гуманитарных предметов, развития творческого потенциала и сферой демонстрации углубленных знаний.  Неделя гуманитарных наук проходила с 15 апреля и была приурочена к Году Культуры. В проведении мероприятий были задействованы все педагоги кафедры, но уровни участия разные: разработали и провели интеллектуальную игру «Брейн-ринг» по русскому языку и лит. Горяйнова С.Н., Алексеева М.И., по праву- Нашинова А.Н.; Груздева Н.Т. и Молодоженова В.Н. провели конкурс «Ода русскому языку» среди 8 классов, но победителя не выявили.  Конкурс стенгазет по истории «Дни воинской славы» организовала Овчинникова И.О; из всех мероприятий наибольшее кол-во участников привлек «Час грамотея» с написанием  диктанта  и конкурс авторских стихов, который показал, что в гимназии немало одаренных детей, пишущих яркие, интересные, талантливые тексты. Следует обратить внимание на Черину П (6 в), Мещерина А (6б), Ангельчеву В (9кл), Кубрина П (6 а)- ученики с большим творческим потенциалом в области гуманитарных наук.  Малое участие приняли ученики 10-11 классов; большую часть конкурсантов составили учащиеся 9-х кл (Синицына Е.Л.), 6-х кл (Щегорская Е.А.).

 

 

Примерный план заседаний МО на следующий год, с учетом решений и рекомендаций текущего года:

1             Анализ работы учителей  русского языка  и истории по подготовке учащихся 9-11  класса к ГИА и ЕГЭ. Обобщение результатов экзаменов 2013-2014 году.

2             Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников. (Семинар)                       Обобщенный опыт работы по данной теме, выступления.

3             Актуальные методики обучения .Образовательные технологии.

Организация предметной недели.

4             Порядок аттестации педагогических работников.

Готовность выполнения заданий различных уровней сложности из ЕГЭ и ГИА. Опыт работы.     

 

2.4 Распространение педагогического опыта.

 Ежегодно учителя МО представляют свой пед.опыт на мероприятиях разного уровня. Открытые уроки (школьный уровень) по использованию системно-деятельного подхода в рамках ФГОС давали Волченко Н.Н., Овчинникова И.О. Для слушателей краевых курсов повышения квалификации и в целях аттестации опыт демонстрировали Горяйнова С.Н., Алексеева М.И., Щегорская Е.А. В конкурсе видеоуроков участвовала Ласкина С.А. , заняла 4 место в городе. Уроки коллег всегда оцениваются высоко.

2.5. Участие педагогов в проекте «Дневник.ру»

В отличие от прошлого уч.года работа педагогов МО в «Дневник.ру» носит системный характер, своевременно заполняются журналы, выставляются отметки. Несмотря на общую картину, все же замечания касались Молодоженову В.Н., Ласкину С.А., Щегорскую Е.А., Нашинову А.Н., Ковалеву Н.А. чаще всего из-за позднего выставления оценок и прописывания тем уроков. У прочих учителей отмечается общение с учениками и родителями в случае возникающих вопросов, размещение дополнительных файлов по урокам на сайте. Поэтому результат работы МО в «Дневнике» могу назвать положительным

2.6 Использование учебных кабинетов в образовательном процессе по предмету.

Количество кабинетов, используемых для преподавания дисциплин предметного цикла,-7; Степень оснащения оставляет желать лучшего: если по истории и обществознанию накоплена и используется наглядность (карты, схемы, таблицы), то в кабинетах рус.яз. и литературы, кроме кабинета 6 Синицыной Е.Л., материал представле только сборниками заданий и стендами с НЕРАБОЧИМИ материалами(как сдать ГИА,ЕГЭ и т.д). В связи с этим необходимо пополнение кабинетов СОВРЕМЕННЫМИ наглядными и методическими  материалами(диски, иллюстрации, словари) и электронными средствами, т.к. чаще всего педагоги прибегают к использованию мультимедийных средств демонстрации (презентации, фильмы), а наличие телевизоров в кабинете не всегда соответствует программным требованием и плохо сказывается на зрении учащихся 9ввиду малых размеров). Для улучшения этой ситуации была составлена заявка по приобретению наглядности и пр.  

2.7 Результаты итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х  кл.

Результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе за последние четыре учебных  года.

При сравнении результатов ЕГЭ по русскому языку за 2012 и 2013 г.отмечается увеличение кол-ва выпускников, получивших более 70 баллов (32,69%-48,45 %); в 2014 г. эта цифра уменьшается до  40,8;кол-во учеников,  получивших более 55 баллов  в 2013 г, сократилось(90,38%-86,6%), в 2014 г.составило 46,2%. Улучшение результата.

ЕГЭ по истории: кол-во выпускников, писавших ЕГЭ,-38; средний балл- 50%, свыше 71 б.набрали 6 учеников. Учителя- Ковалева Н.А (профиль) и Нашинова А.Н. Заметно снижение качества обученности.

Результаты ОГЭ по русскому языку за последние четыре года

Показывают положительную динамику: рост качества на 9%. Средний тестовый балл-4,1; рейтинг по городу -3. В 2014 г.заметен рост успеваемости скачок кач-ва, ср.балл-5(Синицына Е.Л) 

ОГЭ по обществознанию: кол-во участников ОГЭ- 11 ( учитель Нашинова А.Н.), успеваемость -100%, кач-во- 90, 9%.

Таким образом, заметен прирост кач-ва по литературе в 11 кл, по рус.яз в 9-х, в то время как произошло снижение результата по истории.

 

2.8. Наличие участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников; краевой олимпиады по предметам

В 2013- 2014 уч.году гимназия стала лидером среди общеобразовательных учреждений  города по количеству победителей муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Большая заслуга принадлежит педагогам гуманитарной кафедры, подготовившим учеников:

             Ковалева Н.А.- история:  Пляскин Илья (10 В) .- 2 место на городском этапе, 3 место- на краевом), 2 место – право(город);  экономика, обществознание -1 места  Воронов Никита(10  в класс) , победитель краевого этапа  и участник финала Всероссийской олимпиады по экономике;

             Нашинова А.Н.- 1 место по обществознанию-Мхитарян Моника 9А (город); 2 место по истории – Матренина Ангелина(город); 3 место по праву – Баранова Арина( Город);  3 место по экономике – Попов Даниил (11 Б);  2 место по обществознанию в краевой олимпиаде - Мхитарян Моника(9 класс); 

             Алексеева М.И.- 1 место в муниципальном этапе  по русскому  языку-  Воронов Никита(10 В класс);

             Синицына Е.Л.- 4 место в муниципальном этапе по русскому языку- Мхитарян Моника (9 класс); 2 место по литературе- Ангельчева Валерия (9 класс).региональный этап-Рус.яз – 3 место Мхитарян Моника; Также учащиеся Елены Леонидовны стали победителями олимпиады по МХК; постоянно принимают участие во всех городских конкурсах, связанных с филологией.

             Овчинникова И.О.- 2 место в городском этапе по истории ученицы 7Б Тепляковой Александры.

 

2.9. Результаты внеурочной деятельности обучающихся в сетевых проектах, конкурсах, конференциях, фестивалях, соревнованиях разных уровней.

По сравнению с прошлым годом возросло количество участников краевых олимпиад , конкурсов, что свидетельствует о росте интереса учащихся как к предметам , так и к образовательной деятельности в целом. Большую часть таких участников составили ребята из параллели 9-х кл. под руководством Синицыной Е.Л. В частности, широкий охват учеников в конкурсе «Русский медвежонок», городское сочинение ко Дню Матери, в конкурсе победила Ангельчева Валерия (9А), городской тотальный диктанта, посещение  праздника, посвященного Сергию Радонежскому (Краевой выставочный центр).

Одним из недостатков МО является малое кол-во участников НПК «Шаг в науку» по предметам гуманитарного цикла;  в 2013-2014 г. работы написаны по истории (Бушуева Я. 11 кл под руководством Ковалевой Н.А.), по литературе (Карпова Анастасия 10 Г под руководством Горяйновой С.Н., 2 место в городе).

Также не демонстрируют педагоги литературы хороших результатов в конкурсе чтецов, подготовкой занимались Щегорская Е.А.(6 кл),  Ласкина С.Н.(5 кл), Горяйнова С.Н. (10 кл),  но уровень оставляет желать лучшего.

Активное участие в конкурсе «Русский медвежонок» приняли учащиеся 5 а, г (Алексеева М.И.), 6-х кл. (Щегорская Е.А.), недостаточно активно среднее звено, старшие же классы, за исключением 9-х , насчитывают единицы конкурсантов. Лучший на сегодня результат по гимназии- 10 место в регионе.

Учащиеся гимназии принимали участие:

•             Городской конкурс для 10 кл «Письмо в будущее»(Горяйнова С.Н)

•             Городской конкурс по праву «Я и мои гражданские права» (Нашинова А.Н.), занятое 3 место.

•             -экскурсии (краеведческий музей, музей «Церковь декабристов»)

•             -индивидуальная деятельность (научно-исследовательская работа «Декабристы в Чите» учащимися 8а и 8Б кл.).(Волченко Н.Н.)

 

Большое внимание уделяется организации внеклассной работы по предметам. Проводятся элективные курсы, углублённо изучаются предметы в рамках проектной деятельности. Учащиеся под руководством педагогов принимают участие в работе школьного научного общества.

Элективные курсы гуманитарного цикла 2013-2014 г:

             «Основы нравственности» (этика) Синицына Е.Л. для 9 кл;

             «Путь подростка в правовом лабиринте» (право) Нашинова А.Н. для 9 кл.;

             «Жизнь в обществе» (обществознание) Волченко Н.Н для 8 кл.;

             «История языка» (русский язык) Бердашевская М.Г. для 7 кл.

             «Личность в истории» (история) Овчинникова И.О. для 6 кл.

Подводя итог, отмечу недостатки: увеличилось количество олимпиад ,конкурсов, но охват учащихся недостаточно высокий. Нет системного подхода к подготовке для участия в разного рода мероприятиях. Игнорирование научных работ (НПК) и работы с одаренными детьми.

2.10 Личные достижения педагогов

МО может гордиться не только результатами учащихся, но и профессиональным ростом педагогов. Примечательно, что к этому стремятся молодые специалисты. Так Овчинникова И.О.получила научную степень магистра исторических наук и была награждена грамотой за «Лучшую магистерскую диссертацию в 2014 г»; Нашинова А.Н. заняла 3 место в конкурсе «Современный педагог- новой школе» в номинации «Социализация школьников», участвовала в составе Совета Молодых специалистов в городских конкурсах «Интеллектуальный марафон», где команды заняла 1 место; стала участницей Всероссийской педагогической школы.

Традиционно награждаются грамотами за подготовку победителей предметных олимпиад Ковалева Н.А., Синицына Е.Л., Алексеева М.И., Бердашевская М.Г. Все педагоги, повышающие квалификацию или идущие на соответствие, подтверждают свои результаты.

3 Выводы.

Сравнивая итоги прошлого и нынешнего уч.года, можно сказать, что работа МО дает положительную динамику как в урочной, так и во внеурочной формах работы. Год стал более плодотворным в плане личного роста педагогов, взаимодействия друг с другом,  достижений учащихся. 

Рекомендации:

             Учителям уделять особое внимание освоению новых педагогических технологий преподавания предметов гуманитарного цикла;

             Основной целью педагогической деятельности следует считать достижение  межпредметных результатов учащихся;

             Учителям необходимо изучить передовые методики преподавания предметов гуманитарного цикла, использовать различные методы, формы, способы обучения , развивающие логическое мышление учеников и творческий потенциал;

             возобновить систему преемственности между нач.школой и 5-ми классами с целью устранения методических ошибок в подходе к обучению; систему взаимопосещения.

             Обязать педагогов заниматься не только урочной формой работы по предмету, но подготовкой к НПК, творческим конкурсам;

             Продолжить формирование портфолио, отслеживая динамику качества обученности по своим классам и предметам.

             Привести в порядок рабочие программы и тетради в соответствии с требованиями ФЗ не позднее 1 .09.14.

 

 Оценка работы кафедры гуманитарных наук: «хорошо»

Заведующий кафедрой Алексеева М.И.