MENU

Публичный доклад МОУ «Многопрофильная гимназия №12»

Что есть гимназическое образование? Это образование, дающее способность решить задачи на порядок выше, чем в обычной школе. Просматриваем анализ деятельности каждого учителя, кафедр, гимназии в целом. Это и взгляд со стороны: комитет образования, роспотребнадзор, пожнадзора и т.д.

Сегодня повышаются требования  к гимназическому образованию. В очередной раз будем проходить процедуру лицензирования, аккредитации на соответствие гимназическому образованию. Наш город располагает возможностями, чтобы гимназисты занимались в ДДЮТ, в библиотеках, спортивных комплексах и т.д., и это должно стать одной из отличительных методик нашей гимназии.  Должно быть стремление к идеальным отношением  между людьми. Отношение учитель - ученик - родитель выступают как средство образовательного процесса. Уравновешенность, чувство меры в организации всей жизни гимназии, воспитание коллективизма. Отголоски идей, заложенных в основание нашей гимназии, звучат сегодня в программных документах, регламентирующих развитие современного образования. Так, в образовательной инициативе «Наша новая школа» записано: «В первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития».

Меняются требование к учителям. Эти требования образуют систему, т.е. они взаимозависимы.

Первое требование - высокий уровень качества образования. Как исполняется это требование, можно судить по результатам административных контрольных работ, срезов, тестов, экзаменов, участию в олимпиадах и т.д.

Второе требование - способность установить нормальные человеческие отношения с учащимися, родителями, коллегами. Как выполнять эти требования, можно судить по результатам анкетирования, посещения уроков, родительских собраний.

Третье требование - творческий подход к делу, способность к критическому самоанализу своей деятельности. Как выполняется это требование, можно судить по результатам научно - методической работы учителя, его участия в работе методического совета, педсовета и т.д.

За каждой из трех выделенных основных задач стоит достаточно большой перечень подзадач. Например, очевидно, что для выполнения первого требования необходим  высокий уровень преподавания на каждом уроке. В этом смысле мы не можем ограничиваться голым результатом, важен и сам процесс, условия, при которых получается тот или иной результат.

Назрела большая необходимость обмена опытом. Буквально на всех совещаниях надо планировать время на обсуждение опыта (всего или его элементов) того или иного учителя.

Для того чтобы решать вопросы, связанные с этим направлением, надо, на мой взгляд, сделать следующие шаги:

- придать большую значимость методическим объединениям;

- значительно увеличить количество уроков, посещаемых администрацией;

Организовать силами администрации взаимопосещение уроков. Учитель сам должен быть заинтересован в том, чтобы посещали его уроки, чаще проводили (не дожидаясь аттестации),  экспертизу, контрольное тестирование, рецензирование программ и т.д. Конечно, это не очень привычно, но только при этом условии возможно движение в профессиональном росте.

И опять уместно соотнести наши идеи с положением образовательной инициативы: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытие ко всему новому учителя - ключевая особенность современной школы».

Гимназия должна быть образовательным центром для педагогов района, города, края. И сегодня 45% учителей гимназии имеют высшую категорию.

Учителя должны быть мотивированы на распространение опыта, внедрение инноваций, быстро, по - новому реагировать на проблемы образования, осваивать новые технологии, навыки конструктивного, культурного взаимодействия, быть креативными, заинтересованными в самореализации.

Условия для выполнения этих требований есть.

В материально - техническом обеспечении произошли большие сдвиги. Школа меняется, конечно, еще многое предстоит сделать, но изменения налицо. На фасад было выделено из бюджета более 2 млн. рублей. Сдали ОУ к новому учебному году в срок.

Сегодня одним из требований является информатизация образовательного процесса. Наша гимназия включена в список ресурсных центров. Начали работать, оснастили нас техникой, но только единицы включились и поняли суть этой работы. Не хватает заинтересованности, желания. В гимназии творческий, мобильный коллектив, быстро реагирующий на инновации. Но в данном случае это далеко не так.

Аналогичная проблема с сайтом гимназии. На итоговом педсовете в прошлом году я порадовалась, что эта работа сдвинулась с места. Но сайт практически не работает. А ведь в этом году будет проходить мониторинг школьных сайтов.

Интернет - ресурс нужен в первую очередь тем, кто имеет непосредственное отношение к гимназии, при пополнении сайта мы ориентируемся на учеников, родителей, коллег из других образовательных учреждений. Гимназия должна быть  включена в единое информационно-образовательное пространство с целью оперативно и объективно информировать общественность о деятельности гимназии, достижениях учащихся и педагогов, реализуемых образовательных программах.

Родителям мы должны предоставлять информацию о себе; кроме правил приема и т.п., о выпускниках, лучших учениках, конечно, об учителях, кто какой вуз закончил, какие  уроки ведет, какие методические материалы разработал, данные о нагрузке. Открытость в этом вопросе снижает уровень конфликтности в коллективе. Школьный портал дает возможность педагогам быстро обмениваться опытом и повышать свою квалификацию. Хороший сайт стимулирует творческую активность педагогов. Но самое главное аудитория сайта - это сами ученики. Для них он не только информационный ресурс, но и средство самовыражения, самореализации. Фотосайты о мероприятиях, заметки и т.д.  А электронный дневник должен использоваться не только как экран текущей успеваемости и домашних заданий, он должен дать возможность объединяться в группы по интересам, задавать вопросы учителям. Сайт должен быть «живым», т.е. регулярно обновляться, служить виртуальным музеем гимназии, выставкой ее достижений. Материалы о развитии и перспективе школы, о медалистах. Информация должна проверяться и публиковаться после согласования с администрацией. Поэтому ответственному за сайт нужно думать и ежемесячно предоставлять информацию в определенные сроки.

В этом году особое внимание будет уделяться состоянию и эффективности научно-методическим работы. Коллектив гимназии продолжил работу над методической темой «Обеспечение роста профессионального мастерства педагогов гимназии через  использование в практике обучения и воспитания современных достижений в сфере образовательных технологий с целью повышения качества образования и подготовки и внедрению ФГОС 2 поколения». Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

 - работа научно - методического совета - это коллективная методическая деятельность наиболее профессионально подготовленных членов педагогического коллектива;

- подбор и расстановка кадров;

- повышение квалификации;

- работа с молодыми специалистами;

- индивидуально-методическая и инновационная деятельность;

- работа с кафедрами;

- диагностико - аналитическая деятельность;

- обновление методической оснащенности кабинетов гимназии.

Все педсоветы были подготовлены и проведены на технологическом уровне, но не все педагоги активно и с желанием включаются в работу педсоветов, не все решения,  принятые не педсоветах, были выполнены. При планировании работы на следующий учебный год необходимо определить приоритетные направления деятельности гимназии в рамках реализации программного развития и более активного участия педагогов в опытно-экспериментальной работе. 

Возникла необходимость внутрифирменного обучения, которое было организовано в виде ежемесячных семинаров по разным проблемам ФГОС. Завершением этого обучения стало проведение декады открытых уроков и занятий, представленных всеми педагогами, работавшими в 5-х классах, где были продемонстрированы результаты совместной деятельности по овладению новыми требованиями. 10 учителей и 3 руководителя прошли аттестационные испытания, что составило 19% от общего числа педагогов. Проблемы в этом направлении имеются. Связаны они с изменившимися требованиями, личными причинами и боязнью, или нежеланием учителей с большим стажем подвергать свои профессиональные навыки анализу. Особого внимания требуют педагоги, не имеющие квалификационной категории.

В этом году гимназия принимала активное  участие в конкурсах   инновационных проектов и программ, в различных научно - практических конференциях. Цель работы следующая:

- создание условий для многоуровневой системы непрерывного пед. образования, организации и осуществления повышения квалификации педагогов и руководящих работников;

- содействие комплексному развитию гимназии через развитие инновационной образовательной среды, потенциала педагогов и управленческих кадров.

Традиционно к публичному докладу ровно как к итоговому педсовету дается анализ деятельности заместителей директора, руководителей кафедр, социального педагога.

Самый, на мой взгляд, ответственный фронт обучения - это 3 ступень обучения, так как это конечный результат, это результат, по которому судят о деятельности гимназии в целом.

 Заместителем директора Е.Н. Рогалевой были выявлены цели анализа, источники анализа, рассмотрены результаты итоговых контрольных работ по предметам, отслежен стартовый контроль, итоговый контроль, результаты года по предмету. Не все учителя сдали результаты контрольных работ по русскому языку и литературе, по истории и обществознанию. Учителями биологии,  географии  и информатики не сданы отчеты по предметам.

Выпускники 2012 - 2013 гг. показали хорошие результаты по государственной итоговой аттестации. 96 учащихся 11х классов получили документ об образовании.

Рекомендации:

- продолжить работу, направленную на усиление обратной   связи учителя- предметника и классного руководителя;

- своевременно информировать администрацию, родителей о возможных учебных проблемах учащихся;

- учителям - предметникам необходимо вести мониторинг учебных достижений учащихся по предметам.

Невысокие качества обучения показали учащиеся профильных  классов по истории, биологии. Обязаны включить в ВШК контроль уровня преподавания этих предметов. 

- поставить на ВШК выполнение программ преемственности обучения в 10х классах».

-поставить на персональный контроль деятельность учителей-предметников, имеющих наибольшее количество учащихся с 1 «3» по предмету».

- обобщить педагогический опыт учителей и классных руководителей, обеспечивающих высокий уровень качества обучения и воспитания».

О ведении школьной документации говорим каждый год. Из года в год допускаются нарушения инструкции по их ведению. Небрежное ведение предметных страниц (исправления, точки и т.д.), виды работ, проводимые учителями, разнообразны, но самостоятельные работы по-прежнему проводятся без учета индивидуальных особенностей учащихся.  Не всегда проводятся работы над ошибками. Проверка показала, что следят за успехами в учебе детей и систематически проверяют дневник 80%  учителей, а родителей - 20%. Задача классных руководителей -контролировать  деятельность родителей. Самим учащимся ни в коем случае нельзя выставлять оценки.

А проблем много, несмотря на то, что многими учителями используются современные технологии такие как:

- м/медиа уроки, тестирование на компьютерах, презентации, электронные учебники;    

- мало индивидуальной работы;

- предпочтение по- прежнему отдается репродуктивному методу обучения, пед.форм деятельности, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся;

- урок готовится в основном на среднего ученика;

- учителя не знают типов уроков, нет логической последовательности и взаимосвязью этапов;

- не знают психологических особенностей ребенка, интеллектуальных, опираются на свои ощущения, симпатии и антипатии;

- учителя перестали обращать внимание на развитие монологической речи.

Необходимо внедрять информационно - образовательные технологии, активизировать взаимопосещаемость уроков, обратить внимание на соблюдение пед.такта и этики поведения в работе с учащимися на уроках, при проведении внеклассных мероприятий, родителями, коллегами .

В этом году необходимо в большей степени проводить индивидуальные работы с родителями, привлекать родителей  к жизни класса.

2 смена всегда во все времена была и остается проблемной. Поэтому и внимание к ней более  пристальное.

Травматизм, пропуски, конфликтные ситуации. Но  2012-2013 учебный год - год работы среднего звена над проблемой апробации ФГОС. Этот год был посвящен вопросу отработки практической готовности к введению ФГОС, раскрытию способностей участников образовательного процесса с учетом направления гимназии. В текущем учебном году успеваемость учащихся составила 99%, проводились контрольные, тестовые, срезовые работы, анализ по параллелям, предмета, темам и т.д.

Средний балл по предметам 4,2, это максимальный результат за предыдущие 3 года.

Но по информатике, истории, ИЗО произошло падение среднего балла. Стабильные знания у Усовой Л.Б., Груздевой Н.Т., Синицыной Е.Л., Старицыной О.А., Спиридоновой О.Н., Истоминой О.Г., Михайловой Л.Ю., Барахтиной М.В., Поморовой А.Н., Горяйновой С.Н. 

Система ВШК гимназии охватывает все стороны деятельности гимназии. Углубленная работа по осуществлению контроля, поиска новых форм, самостоятельный выбор учителем формы отчета представляется необходимым условием управлением гимназии.

Анализ контрольных работ и срезов показывает, что уровень усвоения ЗУНов на допустимом уровне. При сравнении результатов срезов 1-го полугодия и окончание 2-го отмечается рост качества и уменьшение количества неуспевающих, особенно на параллели 5х классов. Бич 2 смены – журналы. Исправление, путал накопляемость, необъективность выставления за четверть, несвоевременное заполнение журнала, нарушения со стороны классного руководителя. Неблагополучная картина с дневниками учащихся 8х классов.

Особый блок в ВШК занимал контроль апробации ФГОС.

Посещенные уроки показали, что меняется отношение учителей к ЗУНам: они становятся не самоцелью обучения, а средством развития социально-значимых качеств  личности. Учителя ставят цели развития личных качеств учащихся на уроке.  Но в это же время ряд педагогов подходят формально к проведению уроков, не выполняются требования к современному уроку.

В 2012 – 2013гг. перед педагогами начальной школы стояла цель- совершенствование форм и методов современного урока  в целях реализации ФГОС 2 поколения. Какие проблемы стоят перед начальной школой?

1 – проблема многообразия УМК.

Это связано с трудностями в организации ВШК, взаимозаменяемостью педагогов, обеспечению бесплатными учебниками. Одной из важных задач на ближайшую перспективу будет сведение УМК  до 2х (школа 2100 Занков).

В основном учителя имеют 1-ую и высшую категорию.

2 проблема – учителя на стажевой категории, что никак не соответствуют гимназическому уровню.

Мониторинг качества знаний учащихся 2 – 4 классов показал, что лучшее качество показано во 2А классе. На городской олимпиаде впервые учащиеся начальной школы не заняли призовых мест. При посещении уроков отмечается, что учителя в системе проводят работу по формированию общеучащихся умений и навыков. Но слабой стороной большинства посещенных уроков остается отсутствие дифференциации и индивидуализации, однообразие форм и методов работы, низкий уровень использования ИКТ.

Главной целью кафедры иностранного языка  в этом учебном году стало освоение и частичная реализация ФГОСов в УВ деятельности педагогов по организации УВП учащихся (2-ых,5-ых классов). Учителя выступали с отчетом о результатах деятельности на заседаниях кафедры и педсовете. Одним из основных направлений деятельности учителей иностранных языков была подготовка выпускников к ЕГЭ по английскому языку ГИА. Результаты разные: и высокие и низкие за ЭССЕ. Слабые учащиеся сдали лучше, чем сильные. Средний балл 67.

Учителя уделяют большое внимание разработке рабочих программ по предмету. В этом учебном году рабочие программы претерпели существенные изменения с учетом требований ФГОС.

Надеюсь, что в этом году учебном году результаты олимпиад будут выше, было только одно 3 место на городской олимпиаде. Необходимо руководителя  кафедры работать с учителями для того чтобы учащиеся принимали участие в научно-практических конференциях.  Согласна, что нагрузка ложится на одних и тех же учителей, но и роль руководителя кафедры заключается в том, чтобы организовать работу всех учителей уже в начале года.

На кафедре естественно – научного профиля работают 8 учителей: 3- химия, 2 – география, биология, и руководителем кафедры был дан анализ деятельности каждого учителя. Работа кафедры была продолжена по достижению основной цели: ознакомление, освоение реализация ФГОСов в деятельности педагогов по организации УВП. Учащиеся успешно сдали ЕГЭ - качество обучения – 72%.

Руководителем кафедры был проведен анализ деятельности каждого учителя, но анализируя подготовку к НПК, следует отметить  пассивное отношение учителей к данной работе на протяжении нескольких лет. По химии и географии как обычно не было заявленных работ, только на ступени старшей школы было отправлено 2 работы учащихся учителями биологии. Руководителем кафедры был проанализирован самоанализ деятельности учителей за учебный год, анализ олимпиад, результаты обученности географии, участие в итоговой аттестации, отчет учителей по предмету. Каждый учитель сдал руководителю самоанализ работы.

На кафедре физико-математических дисциплин работает 8 учителей. Проблема, над которой работает кафедра, «Комплексный подход в преподавании физико-математических дисциплин как средство реализации ФГОС второго поколения». Руководителем кафедры было отмечено, что учителя работали над методикой формирования у детей учебно-познавательных компетенций. Усова Л.Б. продемонстировала темы, над которыми работали все учителя, ни один из учителей не остался без внимания. Показан мониторинг сдачи ЕГЭ и ГИА. Несмотря на то, что кафедра очень работоспособная, дружная, проблем не меньше, чем у других. Поднимался вопрос о том, что учащиеся перестали занимать призовые места на олимпиадах, было предложено разработать систему мероприятий по подготовке учащихся к олимпиадам. 1м 7 класс. Но в городском конкурсе «Шаг в науку получили 3 призовых места по математике (Рогалева Е.Н., Третьякова Н.А., Куприянова Н.А.).

Задачи: продолжить работу над повышением педагогического мастерства, продолжить работу по изучению и применению технологии системно -деятельностного подхода, потому что невсегда учителя использовали  системно - деятельностный подход. Изучение новых технологий, овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, что необходимо на современном этапе для повышения результата.

Учитывая, что на кафедре гуманитарных дисциплин новый руководитель, не предъявлялись особые требования к анализу деятельности, но тем не менее Алексеева М.И. смогла осветить ряд вопросов. В учебном году кафедрой велась работа по освоению и реализации ФГОС 2 поколения, в частности, учителя, работающие в 5х классах (Горяйнова С.И., Овчинникова И.О., Щегорская Е.А.) демонстрировали особенности построения урока в учебных ситуациях новых стандартов на открытых уроках, которые получили высокую оценку. Нельзя назвать этот год успешным в плане достижений по результатам олимпиад. На краевой этап вышли только 4 человека (русский язык и обществознание), и Воронов Никита стал участником Всероссийской олимпиаде по обществознанию. Не все педагоги привлекают учащихся к участию в НПК, научно-исследовательской деятельности. Не было у нас и победителей на конкурсе чтецов. Иванова Т.И. творчески подготовила учащихся к различным конкурсам, и в дальнейшем они привлекались к городским мероприятиям.

Учителя добросовестно готовили учащихся к ЕГЭ и ГИА, включали в работу мультимедийные средства.

Отмечаются и минусы: не проводилась предметная декада, отсутствие системы взаимопосещения и сотрудничества, нет желания включаться в творческую деятельность, учитель - не просто урокодатель, и об этом нельзя забывать.

Руководитель кафедры самокритичен и совершенно прав, что практически отсутствует работа по самообразованию.

Не могу не остановиться на социально-педагогической работе. Очень подробный анализ составила Константинова Е.Г.. Отмечаю добросовестность человека, она выполняет не только свою работу, но и тянет лямку порой за классного руководителя. А ведь у нас увеличивается число многодетных, малообеспеченных, неполных семей, поэтому и проблем прибавляется. Проведено 6 заседаний совета профилактики, вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находились на постоянном контроле соц.службы. было проведено 127 бесед. Здоровьесберегающее пространство организуется проводимыми мероприятиями по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Но от этого количество детей, имеющих различные патологии, не уменьшается. Зрение, сколиозы, первичные системные нарушения.

В заключении хочется выразить благодарность всему коллективу. Без коллектива я бессильна. Люди вы все способные, добросовестные, знающие и преданные делу. А интриги появляются там, где нет слаженности. И здесь в первую очередь – роль руководителя кафедры, и моя как руководителя. Мы должны быть мудрыми, должны сделать свой коллектив сплоченным для общего дела. Это принцип профессионалов. И еще – я за высокое чувство ответственности в каждом из     вас. Директор не может во все вникать и контролировать, контроль должен касаться только ключевых моментов, каких-то болевых точек, а все остальное должно оставаться на самоконтроле  и повторяю, ответственности, ведь вы – учителя.