MENU

Социально-психологическая служба

Константинова Елена Геннадьевна – социальный педагог.

Особенности социально-педагогической работы с родителями в условиях гимназии.

Социально-педагогическая работа понимается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам и группам (в первую очередь семье) в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В гимназии социальная работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Для эффективного взаимодействия с родителями нужно учитывать важность следующих факторов:
1. Приглашение родителей к сотрудничеству. 2. Соблюдение позиции равноправия. 3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка. 4. Поиск новых форм сотрудничества. Можно предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.
Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:
– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении. Ценность их заключается в развитии чувства собственной ответственности, требовательности, гражданского долга;
– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;
– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

Формы и методы социально-педагогической работы с родителями в гимназии.Имеется значитиельное количество разнообразных форм работы. Самая распространенная форма работы с родителями – консультативная. Необычная форма работы с семьей Семейная шкатулка – это подбор материалов из опыта семейного воспитания. Может включать описание традиций, семейных праздников, дневник матери, описание сложных ситуаций с вариантами их решения. Семьи приглашаются к чтению и обмену материалами.
Еще одной формой социально-педагогической работы с родителями является распространение среди них буклетов и брошюр о правах ребенка, предотвращении насилия в семье, преодолении стресса, конфликтов, об обучении детей безопасному поведению. Также интересная форма работы с родителями интеллектуальные семейные вечера – сложная форма, которая соединяет в себе несколько форм с целью организации содержательного досуга, просветительства, профилактики негативных явлений, коррекции семейных отношений. Ознакомление родителей с психолого-педагогической литературой. Предусматривает отбор и предоставление рекомендаций по психолого-педагогической, научно-популярной литературы для родителей в соответствии с проблемами, которые есть у учащихся определенного класса или отдельного ребенка. Также самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает больше всего материала для воспитательной работы. Таким образом, методы социально-педагогической работы с родителями – это совокупность приемов и способов, используемых для стимулирования и развития возможностей родителей, развития их педагогических знаний и привлечения их к воспитательной работе.В сотрудничестве с родителями из разных типов семей применяются технологии социально-педагогической деятельности. К важнейшим видам технологий социально-педагогической деятельности относятся: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия. Они позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому родителю и помочь в решении возникших у него проблем.Основным методологическим принципом социальной педагогики является понимание того, что семья является первостепенной ячейкой общества, осуществляющей базисную социализацию детей благодаря усилению всех ее функций – воспитательной, рекреативной, коммуникативной. Благополучная семья – это счастливое будущее детей, взрослых, всего общества. Для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть и хорошим психологом. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

 


 

Материалы:

 

План работы социальной-психологической службы на 2014 - 2015 уч. год

Совместный план работы школьного инспектора по делам несовершеннолетних на 2014 - 2015 уч.г.

День здоровья

      

Практические рекомендации родителям и педагогам

«Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?» (скачать)
 
Буллинг. Как помочь ребенку? (скачать)
 
Как помочь агрессивному ребенку (скачать)
 
Памятка. Как готовиться к сдаче экзаменов (скачать)
 
Плакат "Правила работы в сети Интернет и мобильных сетях связи для детей и родителей" (скачать)